УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУДОД СДЮСШОР № 3
от 06.09.2013 № 106-к
Принята на заседании Педагогического
совета СДЮСШОР №3, протокол
от 28.08.2013 № 5
Программа спортивной подготовки
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
Срок реализации программы до 14 лет
программу составила
инструктор-методист Ирхина О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II. Нормативная часть
III. Методическая часть
Организационно-методические особенности многолетней тренировки
Виды, средства и методы подготовки
Этапы спортивной подготовки
· этап начальной подготовки
· учебно-тренировочный этап
· этап спортивного совершенствования
Теоретическая подготовка
Воспитательная работа и психологическая подготовка
Восстановительные мероприятия и средства
Инструкторская и судейская практика
Приложение 1. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость
учебных групп по этапам подготовки
Приложение 2. Примерный учебный план учебно-тренировочных занятий
Приложение 3. Соотношение средств общей, специальной физической и специальной подготовки
Приложение 4. Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле
Приложение 5. Контрольно-переводные нормативы
IV. Литература
Пояснительная записка
Настоящая программа по конькобежному спорту составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании», Федеральным законом РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 412-ФЗ), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.06.2012 №504, методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в РФ, утвержденными Приказом Минспорта России от 24.10.2012 №325 и примерной программой по конькобежному спорту для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР.
Рабочая программа включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки конькобежцев.
Для осуществления спортивной подготовки установлены следующие этапы подготовки: этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации), этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства. Перевод по этапам подготовки осуществляется при выполнении требуемых контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП.
Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства конькобежцев, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. При ее разработке были учтены передовой опыт обучения и тренировки юных конькобежцев, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.
Структура программы предусматривает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, технической) и по годам обучения, средства и формы подготовки.
Рабочая программа по конькобежному спорту составлена для всех участников образовательного процесса - дети, педагогические работники, родители (законные представители) и обязательна для исполнения.
Обучение осуществляется в спортивных группах, наполняемость которых регламентируется требованиями этапа подготовки, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные занятия;
- теоретические занятия (беседы, лекции, просмотр видеоматериалов по спортивной тематике и др.);
- контрольные соревнования.
Дополнительные формы учебно-тренировочного процесса:
- учебно-тренировочные сборы;
- участие в спортивно-массовых мероприятиях;
- формы промежуточной аттестации обучающихся:
- прохождение практических контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке;
- участие в соревнованиях различного уровня.
Обучающимся, не выполнившим требования промежуточной аттестации, предоставляется возможность продолжить обучение повторно в группе того же года обучения, но не более одного раза.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормативная часть данной учебной программы включает:
- режим учебно-тренировочной работы и наполняемость учебных групп по этапам подготовки (приложение 1)
- примерный учебный план тренировочных занятий для всех этапов подготовки, рассчитанный в академических часах (приложение 2)
- соотношение средств общей, специальной физической подготовки и специальной подготовки (приложение 3)
- показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле (приложение 4)
- контрольно-переводные нормативы (приложение 5).
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Структура методической части программы включает: основной программный материал по разделам подготовки конькобежцев, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; организацию и проведение педагогического и медицинского контроля; примерные недельные микроциклы по годам на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.
Организационно-методические особенности многолетней тренировки
В основу многолетней подготовки конькобежцев положены основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов:
1. Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и воспитательных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
2. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
3. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.
Важным вопросом планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала в годичном цикле и его детализация по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в зависимости от конкретных обстоятельств может изменяться. На это влияют такие факторы, как наличие материальной базы, возможность проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований, климатические условия, период наличия льда на катках и т.п. Однако при этом должна сохраняться общая направленность тренировочного процесса, предполагающая постепенное увеличение удельного веса тренировочных нагрузок на специальную физическую и технико-тактическую подготовку к началу соревновательного периода.
В многолетнем тренировочном процессе следует учитывать возрастные особенности развития организма, в частности такие закономерности, как не одновременное (гетерохромное) развитие физических качеств и функций организма.
Для возрастного периода подготовки конькобежцев от 9 до 17 лет выявлено, что различные органы и системы организма формируются и созревают неравномерно. Развитие различных систем в онтогенезе следует рассматривать в связи с общими закономерностями становления организма, выраженными в последовательной смене фаз, этапов и периодов развития в целом.
Исследование онтогенеза привело к выявлению динамики в возрастных зонах и особенностей морфофункциональных изменений организма в пределах различных периодов. Определено, в частности, что различные органы и системы организма формируются, созревают, развиваются на протяжении рассматриваемого периода неравномерно.
Учебно-тренировочный этап охватывает возраст 12-15 лет. Этот возраст характеризуется максимальными темпами роста длины тела, одновременно с резким увеличением общей массы мышц возрастает и их сила, особенно в 13-14 лет. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам мало отличаются от мышц взрослых людей. В основном завершается развитие иннервации мышц, что делает возможным длительное выполнение тонко дифференцированных движений. В этот период заканчивается возрастное развитие координации движений, повышается способность к выполнению как интенсивных кратковременных нагрузок, так и продолжительной работы. Аэробные возможности увеличиваются в большей степени, чем анаэробные.
Возраст 16-18 лет приходится на этап спортивного совершенствования. В этом возрасте практически завершается не только рост, но и окостенение длинных костей, костей стоп и кисти, заканчивается срастание тазовых костей. Данный возраст характеризуется значительным нарастанием мышечной ткани и приростом мышечной силы.
Основываясь на обобщении приведенных данных, можно выделить примерные возрастные границы на период обучения на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.
Сенситивные периоды (таблица-1) имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. Наибольший прирост всех качеств происходит в пубертатный период в возрасте 12-15 лет у мальчиков и 11-13 лет у девочек. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения юных конькобежцев определяется с учетом сенситивных периодов морфофункционального развития и роста физических качеств. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей и специальной выносливости, быстроты и скоростно-силовых качеств. Учет особенностей развития физических качеств и уровня физической подготовленности позволяет правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, определения индивидуальных показателей по физической подготовленности в многолетнем учебно-тренировочном процессе юных конькобежцев.
Таблица – 1
Структура многолетнего процесса спортивной подготовки конькобежцев и сенситивные периоды развития двигательных способностей
Период |
Начальной подготовки |
Учебно-тренировочный |
Спортивного совершенствования |
Высшего спортивного мастерства |
||||||||
Младший |
Средний |
Старший |
||||||||||
Возраст (лет) |
9-10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
>21 |
Сенситивные периоды развития |
||||||||||||
Длина тела
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Мышечная масса |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Сила |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Быстрота |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Выносливость (аэробные возможности) |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Скоростно-силовая выносливость |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Анаэробные возможности |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Скоростно-силовая выносливость |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Координационные способности |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Равновесие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды подготовки
Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющих эффективность подготовки юных спортсменов, так как тренировочные воздействия формируют необходимый уровень физической и функциональной подготовленности. Как известно, физическая подготовка конькобежцев условно делится на общую и специальную. Средства общей физической подготовки (ОФП) включают подготовительные и общеразвивающие упражнения. Подготовительные составляют гимнастические упражнения без предметов для основных групп мышц и направлены на развитие и поддержание гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц. Эти упражнения применяются избирательно в течение всего годичного цикла. Общеразвивающие упражнения включают упражнения на гимнастических снарядах, с отягощениями, различные виды прыжков и метаний, занятия другими видами спорта, подвижными и спортивными играми. Наибольший объем средств ОФП приходится на подготовительный период. Из года в год по мере роста спортивного мастерства их доля в общем объеме тренировочных нагрузок снижается.
Специальная скоростно-силовая нагрузка оказывает благоприятное влияние на опорно-двигательный аппарат конькобежцев, интенсифицирует его приспособление к продолжительной циклической работе, что способствует повышению эффективности и экономичности техники движений в соревновательной деятельности. Спортивный результат определяется умением сохранить оптимальную длину и частоту шагов на протяжении всей дистанции. Основу результативности спортсмена во многом определяют силовые качества. Уровень силовых способностей зависит от структуры мышечной ткани, площади физиологического поперечника мышц; совершенства нервной регуляции; степени внутримышечной и межмышечной координации; эффективности энергообеспечения работы; развития скоростных качеств и гибкости.
Специальная силовая подготовка должна содержать упражнения, обеспечивающие повышение силового потенциала без нарушения координационной структуры, присущей соревновательному упражнению, и должна сопровождаться развитием гибкости. Это - важный фактор, обеспечивающий рост спортивного мастерства. Развитие силовых качеств и гибкости является предпосылкой для дальнейшего совершенствования технической подготовленности конькобежцев. Такая подготовка начинается сразу же по окончании переходного периода и ведется параллельно с совершенствованием техники и постепенным повышением общего объема тренировочных нагрузок. Этот этап в зависимости от структуры годичного цикла может продолжаться от 2 до 6 недель, и по его окончании следует переходить к целенаправленному повышению уровня подготовленности за счет специфических средств. В дальнейшем средства силовой подготовки и развития гибкости применяются систематически на протяжении всего годичного цикла и способствуют более эффективному решению комплексных задач.
Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолетнем тренировочном процессе характеризуется значительным приростом объемов, выполненных конькобежцами от этапа начальной спортивной специализации до этапа спортивного совершенствования.
Тренировочные нагрузки по характеру их энергообеспечения на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования целесообразно делить на различные по интенсивности упражнения, выполняемые в аэробном, смешанном и анаэробном режимах. Тренировочные нагрузки в этих зонах имеют свои биохимические, физиологические и педагогические особенности и зависят от длины и скорости преодоления дистанции. Границей между аэробной и смешанной зонами нагрузки является порог анаэробного обмена. Границей между смешанной и анаэробной зонами нагрузки в беге считается критическая скорость (КС), при которой организм конькобежца выходит на уровень максимального потребления кислорода. С увеличением возраста КС растет, а ЧСС снижается, что характеризует успешность тренировочного процесса.
Средства тренировки
Средствами подготовки конькобежцев называются формы cпецифической деятельности спортсмена, которые применяются в процессе тренировки. Основными средствами спортивной тренировки являются физические упражнения, применяемые конькобежцами при обучении, развитии и совершенствовании необходимых качеств в избранном виде спорта. Кроме того, в системе спортивной подготовки включается соревновательная
деятельность.
Направленность тренировочного процесса определяет средства спортивной подготовки. По направленности воздействия выделяются средства, влияющие на форму движения при обучении совершенствовании спортивной техники. Они наиболее характерны для периода обучения технике бега на коньках. Другим видом являются тренировочные средства, направленные на развитие функциональных характеристик спортсмена, от которых зависит уровень спортивных результатов. На практике принято разделять средства, прямо влияющие на спортивный результат, и влияющие косвенно. К средствам, непосредственно влияющим на успех в конькобежном спорте, относятся такие, которые по структуре, характеру и интенсивности нагрузок близки к действиям выполняемым на соревнованиях, и коррелируют со спортивными результатами на разных дистанциях.
К средствам, косвенно влияющим на результаты в конькобежном спорте, относится общая физическая подготовка. Она направлена на развитие факторов, которые не специфичны для этого вида спортивной деятельности, но оказывают влияние на развитие физических качеств конькобежцев. При выборе средств, косвенно влияющих на формирование результатов в конькобежном спорте, ставятся перспективные задачи развития качеств, которые имеют сходство с соревновательной деятельностью по мышечным усилиям и динамике движений. Они не только способствуют развитию
координации движений, но также воздействуют на формирование необходимых физических качеств.
При классификации упражнений, применяемых в тренировке, выявляется степень их специализированности, то есть сходство или различие с основной деятельностью конькобежца. По этому признаку все упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные, имитирующие бег на коньках, бег на роликовых коньках. Вспомогательными являются различные виды «лавганга», имитации и ощеподготовительные упражнения, представляющие основные практические средства общей подготовки спортсмена.
Тренировочные упражнения различаются по характеру выполняемой работы, количеству активизированных мышечных групп, режиму их деятельности, величине и продолжительности развиваемого усилия. Воздействие физических упражнений на организм зависит от интенсивности (скорости передвижения), продолжительности (длины дистанции), величины интервалов отдыха между упражнениями, характера отдыха (вида отдыха), числа повторений упражнения. Вариации представленных характеристик
физической нагрузки по-разному сказываются на величине и характере воздействия на организм, что определяется срочным эффектом тренировки.
Методы тренировки
При подготовке конькобежцев применяются, в зависимости от решаемых задач, различные методы тренировки. Существуют два основных метода тренировки с непрерывными нагрузками с одной стороны, и варианты тренировки с прерывистыми нагрузками. Все остальные можно рассматривать, как разновидности указанных двух методов.
1. Однократная непрерывная работа. Сюда относятся методы длительной равномерной работы, переменной работы (фартлек, или игра скоростей) и однократной предельной работы (дистанционно- темповая тренировка, соревновательная работа).
2. К формам прерывистой работы относятся многочисленные варианты повторных и интервальных методов тренировки.
Каждый метод имеет свои особенности воздействия на организм, которые проявляются независимо от условий проведения тренировки.
Непрерывная длительная работа больше способствует совершенствованию аэробных, чем анаэробных механизмов. Этот метод включает нагрузки малой и средней интенсивности, выполняемые длительное время. В результате, развивается общая и специальная выносливость, которая составляет базу функциональных возможностей организма. Данный метод совершенствует функции кардио- респираторных систем организма, что создает предпосылки для выполнения больших объемов специфических нагрузок в выбранном виде спорта.
Переменный метод предусматривает применение различных средств и упражнений, выполняемых с меняющейся в определенной последовательности мощностью работы. Цель метода в том, чтобы ставить организм в новые, все более сложные условия, предъявляя повышенные требования. Стимулируется повышение активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируются резервные функции этих систем на более высоком уровне, чем при использовании равномерной тренировочной работы. Для данного метода характерны изменения ритма, скорости, темпа, длительности работы и нагрузок в ходе тренировки. В основном метод используется для разнообразия стереотипных тренировок и улучшения скоростных качеств спортсмена.
Методы непрерывной длительной работы подразделяются на множество вариантов, переменными величинами в которых являются скорость и продолжительность упражнения. Ниже, в качестве примеров приведены наиболее характерные для тренировки конькобежцев разновидности.
Длительная работа с малой интенсивностью. Применение данного метода способствует улучшению аэробных возможностей. Для их совершенствования длина дистанции должна
составлять у юных конькобежцев в группах начальной подготовки второго года обучения не менее 2800-3000 м.
Метод длительной работы со средней интенсивностью направлен на совершенствование аэробной мощности. При беге на коньках длина дистанции должна составлять у конькобежцев 8000-10000 м. При неспецифической форме работы с применением легкоатлетического бега, для развития аэробной мощности длина дистанции составляет 2800-3000 м у юных конькобежцев и 6500-7900 м у квалифицированных. Для совершенствования параметров аэробной емкости длина дистанции увеличивается соответственно до 5600-6000 м и 13000-15000 м.
Длительная работа с повышенной интенсивностью направлена на комплексное совершенствование анаэробного и аэробного механизмов энергетического обеспечения. Для развития мощности биоэнергетических источников при беге на коньках длина дистанции должна быть 2000 м для юных конькобежцев и 3500-4000 м для конькобежцев высокой квалификации. При использовании легкоатлетического бега для развития мощности энергоисточников длина дистанции составляет 800 м для юных спортсменов и
2000 м для спортсменов высокой квалификации. Для совершенствования параметров емкости дистанция должна составлять 1500 м для юных спортсменов и 4000 м для спортсменов высокой квалификации.
Скорость бега зависит как от индивидуальной подготовленности, так и от внешних условий. Чтобы исключить влияние рельефа местности при неспецифической тренировке, ее следует проводить по равнине или на стадионе. Достоинством метода длительной работы с повышенной интенсивностью является совершенствование тех показателей выносливости, которые определяют интегральный уровень работоспособности. При этом
улучшается согласованность функциональных систем и органов, необходимых для выполнения работы при дальнейшей интенсификации тренировочного процесса.
Фартлек. Бег с включением ускорений на различных отрезках принято называть фартлеком. Длина отрезков и величина ускорений в одном случае могут выбираться спортсменом по самочувствию (при отсутствии жесткого регламента), а в другом - регламентированы как по параметрам скорости и длине быстрых отрезков, так и по количеству повторений быстрого бега. Эти величины необходимо тщательно ланировать, исходя из индивидуальной подготовленности. Основное физическое качество, которое развивается при использовании фартлека, это общая выносливость. Но интенсивные формы проведения фартлека способствуют развитию специальной выносливости и
скорости в зависимости от длины отрезков и их интенсивности, включенных в
программу тренировки. Во время спуртов и преодоления подъемов напряженная работа вызывает усиление анаэробных процессов в организме. Тренировочное воздействие этой формы нагрузки носит смешанный аэробно-анаэробный характер. В конькобежном спорте (в подготовительном периоде) спортсмены включают специфические упражнения в форме лавганга, имитационные и прыжковые упражнения.
Интервальный метод. Под интервальными понимаются те виды прерывистой работы, где основное тренирующее воздействие достигается в паузе отдыха. Определено, что наибольшее тренировочное воздействие на сердечную мышцу возникает с началом восстановительного периода. Эффект выражается в увеличении толщины сердечной мышцы, в ее укреплении под воздействием интенсивного притока крови в период отдыха между упражнениями. Адаптация приводит как к возрастанию ударного объема, так и к
увеличению минутного объема кровообращения. Интервальным называется лишь такой метод тренировки, при котором в паузах не происходит полного восстановления, а только уменьшается нагрузка в пределах планируемых значений частоты пульса. Результаты исследований показали, что для достижения эффекта достаточны нагрузки, при которых
частота пульса повышается до 150-180 уд./мин. Паузы между повторениями
должны продолжаться, пока пульс не снизится до 120-140 уд./мин. Наибольшая
экономичность функционирования достигается во время отдыха, а не в период нагрузки. Интервальная работа может выполняться как при 3-6 повторениях, так и серийно с интервалом отдыха 3-4 мин. Существует несколько разновидностей интервальной тренировки. Интервальный спринт - вид интервальной тренировки, который 7
предусматривает выполнение упражнений длительностью от 4 до 20 секунд на максимальной скорости через небольшие интервалы отдыха (от 20 до 40 с). В зависимости от избранных интервалов отдыха эта тренировка может носить алактатпый или гликолитический анаэробный характер. Данная форма интервальной тренировки приводит к усилению анаэробных процессов в работающих мышцах, и стимулирует процессы аэробного обмена во время пауз отдыха. Каждое новое повторение нагрузки усиливает данный эффект. При больших объемах работы такой вид интервальной тренировки может привести к переутомлению. К недостаткам данного варианта можно отнести его монотонность, изолированное воздействие на работу мышц. Интервальная тренировка на длинных отрезках. Принцип тренировки тот же, что и в прежней разновидности, но длина отрезка увеличивается достаточно существенно. В беге на коньках она составляет 1000-1200 м, а в легкоатлетическом беге - до 500-700 м. Тренировка на длинных отрезках оказывает более разностороннее воздействие на организм, чем на коротких.
Дистанционно-темповой метод применяется в целях подготовки и контроля работоспособности конькобежца на дистанциях конькобежного многоборья и непосредственного участия в соревнованиях (соревновательный метод). Этот вид тренировки направлен преимущественно на увеличение анаэробных возможностей спортсмена. Характер физиологического воздействия зависит от длины дистанции и скорости ее преодоления. Соревновательный метод, как и соревнования, рассматриваются как средство для развития тренированности и как процесс проверки подготовленности в
целом к предстоящим соревнованиям.
К прерывистым методам, как ранее отмечалось, относятся разновидности повторных и интервальных тренировок. Специфическим для данной формы является разделение всей работы на отдельные части, выполняемые через интервалы отдыха. Повторный метод предусматривает применение тренирующих средств с неизменной нагрузкой, причем интенсивность нагрузки близка к максимальной. Спортсмен повторяет соответствующие
упражнения несколько раз. В различных вариантах данного метода при повторениях упражнения нагрузка не меняется, но варьирует длительность интервалов отдыха между повторениями.
Повторно-темповый метод предусматривает преодоление нескольких отрезков определенной длины, которые могут быть либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Скорость определяется планируемыми изменениями функционального состояния спортсмена. Интервал отдыха между отрезками должен быть достаточно продолжительным, чтобы обеспечить возможность восстановления перед
следующим повторением упражнения. При данной форме тренировки тренирующее воздействие достигается вследствие многократного выполнения упражнения.
Повторно-темповая тренировка – это работа, где спортсмену приходится проявлять максимум волевых усилий для продолжения тренировки. Анаэробная направленность выполняемых тренировочных нагрузок определяет недостаточность восстановления за время отдыха, поэтому число повторений упражнения обычно не превышает 3-5. Систематическое применение этого вида тренировки приводит к быстрому утомлению, поэтому он применяется, когда у спортсмена создана база общей выносливости. Тренировка используется для выработки чувства времени, скорости и темпа на
соревновательной дистанции, ее применяют на предсоревновательном этапе и в
соревновательном периоде.
Методы силовой подготовки. В конькобежном спорте для развития скоростно-силовых качеств используют разные упражнения, как собственно силовые, так и скоростно-силовые с акцентами на развитие взрывных способностей и силовой выносливости. Поэтому силовые упражнения подбираются в соответствии с режимами основной соревновательной деятельности и индивидуальными особенностями развития силовых качеств. В соревновательной деятельности конькобежца успех в значительной степени за-
висит от локальной мышечной силы и выносливости. Эти качества определяются мощностью сократительного аппарата мышечных волокон, количеством митохондрий на единицу массы мышечной ткани и активностью ключевых ферментов. Для конькобежцев-стайеров необходимо включать в тренировку работу в изометрическом режиме. Это позволит разгрузить опорно-двигательный аппарат от ударных упражнений, характерных для динамического режима.
Средствами развития силы могут служить общеподготовительные силовые упражнения с отягощениями в статическом и динамическом режимах. Такие упражнения предшествуют работе над силовой выносливостью и взрывной силой. Они выполняются в подготовительном периоде параллельно с тренировкой аэробной направленности. Для развития взрывной силы конькобежцы используют упражнения, которые позволяют сохранить оптимальные скоростные характеристики движений. Сюда включаются упражнения «лавганг», многократные прыжки, прыжковые упражнения в подъем, стартовые ускорения с отягощением.
Методами развития силовой выносливости являются: повторный метод, непрерывно-переменный метод, круговая тренировка. В процессе работы упражнения выполняются в динамическом и статическом режимах, направленных на развитие основных групп мышц, обеспечивающих соревновательную деятельность. Силовые упражнения выполняются на
тренажерах в изокинетическом (с высокой угловой скоростью) и динамическом режимах. Упражнения, моделирующие соревновательную деятельность, в подготовительном периоде проводят в переменных условиях, чередуя различные отягощения, торможение, передвижение прыжками в подъем. Темп движений достаточно близок по характеру соревновательной деятельности, но при прыжках в подъем он определяется углом наклона местности. При развитии силовой выносливости возможен широкий диапазон
отягощений. Конькобежцы, в связи со спецификой вида спорта и видом упражнения, применяют отягощения в пределах 40-95 % от максимальных величин. При проведении тренировок скоростно-силовой направленности, особенно с молодым контингентом, следует проявлять осторожность, поскольку такие упражнения предъявляют высокие требования к вегетативным системам организма, они существенно активизируют анаэробные процессы в организме спортсменов. Они должны выполняться в режимах, которые моделируют диапазон соревновательных дистанций.
Комбинированные и ситуационные методы. К данным методам относятся комбинированный, круговой и ситуационный методы тренировки, особенность которых состоит в комбинированном воздействии на различные стороны подготовленности спортсменов. Комбинированный метод тренировки характеризуется применением различных средств с учетом последовательности реализации отдельных видов работ и нагрузок. Например, отрицательный тренировочный эффект наблюдается, если во время тренировки вначале выполняются упражнения на развитие силы, а затем - на совершенствование техники, или вначале упражнения на выносливость, затем - на быстроту. Положительный эффект наблюдается в тех случаях, когда упражнения,
способствующие развитию координации или скоростных качеств, предшествуют упражнениям на развитие выносливости и силы.
Круговой метод по условиям проведения отличается тем, что все участники тренировки по очереди повторяют определенные упражнения, объединенные в один комплекс и распределенные по заданной схеме. Многократно повторяются заданные упражнения, преимущественно простые по структуре, или ранее разученные. Число повторений упражнений каждого вида назначается в единицу времени, чаще за одну минуту. Круговой метод тренировки используется в различных вариантах и применяется в основном в группах спортсменов младшего возраста для повышения эмоциональности
занятий.
Ситуационный метод применяется в тех случаях, когда тренировка происходит в условиях, приближенных к соревновательным. Чем ближе имитация соревнования ко времени его проведения, тем больше эффект ситуационной тренировки. На тренировках следует полностью имитировать условия состязаний, принимая при этом во внимание общую обстановку на соревнованиях, климатические условия, действия соперников и зрителей.
Этап начальной подготовки
На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Научно-организованные и методически грамотно построенные занятия приведут к укреплению здоровья и правильному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности, укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию двигательных способностей конькобежцев. При обучении основам техники физических упражнений и техники бега на коньках определяется степень пригодности к скоростному бегу на коньках и перспективы роста в данном виде спорта.
B ДЮСШ принимаются в основном дети с 9-летнего возраста здоровые, физически развитые.
Двигательными навыками в беге на коньках легче овладевают дети, имеющие разностороннее физическое развитие. Основным методом на этапе начальной подготовки является игровой метод с использованием различных спортивных и подвижных игр. Он одновременно воздействует на моторную и психическую сферы личности. Игровой метод может быть активно использован во всех четырех формах двигательных способностей спортсмена: моторной оперативности, координационных, силовых качеств и выносливости.
В системе физического воспитания имеют место следующие типы уроков.
1. Уроки общей физической подготовки, направленные на укрепление здоровья людей, их разностороннее физическое развитие и формирование жизненно необходимых двигательных навыков.
2. Уроки спортивной подготовки, направленные на развитие и совершенствование у занимающихся двигательных способностей, и формирование навыков в спортивной деятельности на достижение высоких спортивных результатов.
3. Уроки профессионально-прикладной физической подготовки, направленные на формирование и совершенствование у занимающихся специальных физических качеств, знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.
4. Уроки лечебной физической культуры, направленные па восстановление здоровья и двигательных функций после травм и заболеваний.
5. Уроки педагогической подготовки, направленные па формирование у занимающихся знаний, умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности по физической культуре и спорту.
Учебно-тренировочный этап
Важнейшим условием успешной работы с конькобежцами учебно-тренировочных групп является перспективное планирование подготовки на пять лет обучения с учетом физического развития и подготовленности в данном возрастном диапазоне. Распределение по основным разделам подготовки осуществляется в соответствии с конкретными задачами на каждый год обучения.
Программа для учебно-тренировочных групп (12-15 лет) ставит своей задачей подготовку к бегу на коньках по многоборью без узкого разделения по специализациям - спринтеров, многоборцев и специалистов на отдельных дистанциях.
В основу периодизации положен тренировочный макроцикл длительностью 12 месяцев. Годичный цикл состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного, переходного. Подготовительный период делится на общеподготовительный (май - июнь) и специально-подготовительный (август - ноябрь) этапы. Основная цель первого этапа - создание предпосылок для повышения работоспособности конькобежцев, что осуществляется посредством всестороннего общефизического развития с помощью неспецифических тренировочных средств.
На общеподготовительном этапе подготовительного периода закладывается основа для последующего развития спортивной формы. В это время организм конькобежцев приспосабливается к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, преимущественно неспецифического характера, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается функциональное состояние мышечных групп, развивается гибкость. Таким образом, на общеподготовительном этапе предусматривается постепенное развитие всех функциональных систем и опорно-двигательного аппарата с преимущественным использованием неспецифических средств. Основой планирования тренировки является недельный цикл. Семидневные циклы удобны тем, что в них хорошо сочетаются тренировки различной физиологической направленности. При планировании учитываются компоненты, определяющие характер тренирующего воздействия программы. Сюда относятся продолжительность упражнения, число повторений упражнения, интенсивность работы, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями и характер отдыха.
В этом периоде решаются задачи повышения общефизической работоспособности юных спортсменов с преимущественным развитием аэробной выносливости. Учет сенситивных периодов способствует эффективному развитию двигательных способностей. Сенситивные периоды в физическом развитии подростков особо благоприятны для направленного воздействия на определенные физические способности, биологические основы которых особенно интенсивно формируются в данные периоды. Их следует учитывать при программировании тренировочного процесса. Наиболее благоприятный период для развития общей выносливости - 12 - 15 лет, из которых первые два года наблюдаются максимальные темпы прогресса, а далее - субмаксимальные темпы.
Овладение необходимыми навыками техники скоростного бега требует развития силы, гибкости и других физических качеств, поэтому тренировка на этом этапе строится преимущественно на основе общей физической подготовленности.
Основная направленность тренировки па специально-подготовительном этапе - обеспечение непосредственного становления спортивной формы. Вначале процесс идет за счет специфических средств, близких по структуре и физиологической направленности к избранной специализации, а затем путем тренировки на льду. К задачам данного этапа относятся: дальнейшее повышение функционально-физического потенциала, совершенствование технической и тактической подготовленности, воспитание морально-волевых качеств, необходимых для успешной деятельности в соревновательных условиях.
В процессе тренировки решаются задачи, в которых соединяются координационные способности с выбором тактических вариантов прохождения соревновательных дистанций. Этому способствует изучение теоретических основ тактики бега конькобежца, включающие варианты раскладки сил при беге на различные дистанции, тактику ведения борьбы в паре.
Можно перечислить следующие компоненты воспитания тактического мышления: разработка графиков бега, анализ борьбы на дорожке, выполнение специфических заданий на тренировках и соревнованиях, освоение тактических навыков во время бесед, наблюдение совместно с тренером соревнований ведущих конькобежцев. Приобретение тактических умений и реализация приобретенных знаний и навыков в условиях соревнований начинается в подготовительном периоде. Обучение спортсменов включает: выполнение повторного бега с точно запланированной скоростью; воспроизведение заданного времени при многократном повторении бега с точностью до 0,1-0,2 с; умение различать темп выполнения имитации при подготовке к различным дистанциям; воспитание способности активно финишировать при выполнении различных упражнений.
В соревновательном периоде задачи тактической подготовки тесно увязываются с этапом тренировки, предстоящими стартами, в соответствии со спортивным календарем и результатами бега в прошедших соревнованиях. В тактической подготовке важен анализ условий проведения предстоящих соревнований, включающий учет климатических условий, высоты над уровнем моря, количество участников, систему отбора, состав команды. Двигательная выносливость развивается, помимо специальных средств, также путем использования игровых упражнений. При этом физическая нагрузка превышает ту, которую ребенок привык переносить. Условно физическую работоспособность можно разделить по зонам относительной мощности - на максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную. При регулировании нагрузки по пульсу следует учитывать, что этот метод имеет большую погрешность вследствие индивидуальных различий реакции ЧСС, и чем моложе спортсмен, тем больше погрешность.
Действенным средством повышения аэробных возможностей является систематическая тренировка на выносливость. Увеличение аэробной производительности спортсмена сопровождается повышением эффективности работы мышц, Для оценки аэробной способности конькобежца показатели максимума потребления кислорода должны быть дополнены определением эргометрических показателей (аэробного и анаэробного порога, критической скорости). Определение эргометрических показателей позволяет объективно планировать интенсивность тренировочных нагрузок, разделяя их по преимущественному воздействию на разные системы энергообеспечения.
Этап спортивного совершенствования
На этапе спортивного совершенствования, или этапе углубленной специализации, наблюдается выраженное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их все более специализированный характер и соразмерность развития дистанционной подготовленности многоборцев и спринтеров. Модельные характеристики соревновательной деятельности сближаются с характеристиками лучших спортсменов мирового класса по показателям критической и пороговой скорости. На этом этане в соревновательном периоде часто применяется повторный метод с мощностью работы со скоростью от критической до соревновательной.
Данный этан отличает существенное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок и их более специализированный Характер. Увеличивается объем бега на развитие выносливости с использованием переменного метода, а для развития скоростно-силовых возможностей используются круговая форма организации тренировки и частично повторный метод. Здесь особенно важно оптимизировать соотношение тренировочных нагрузок по их направленному воздействию на биоэнергетические источники спортсмена в соответствии с зонами относительной мощности.
Планирование тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования требует четкой постановки цели и задач для каждого года обучения. Это относится, прежде всего, к объему и интенсивности тренировочной работы. Для освоения нагрузок высокого объема и интенсивности, а также успешного подведения спортсменов к пику спортивной формы на период ответственных соревнований, планирование годичного тренировочного процесса в настоящее время осуществляется как по традиционной форме (однопиковое планирование), так и по типу двух- и трехцикловой подготовки в течение календарного года.
Так как спортсмены, проходящие подготовку в группах спортивного совершенствования, еще находятся в стадии взросления, для них целесообразно планировать подготовку по традиционной форме с одноцикловым построением круглогодичной тренировки и длительным подготовительным периодом.
Наиболее эффективной формой построения тренировки для спортсменов этой группы является комплексная форма. Комплексная форма предусматривает одновременное (в рамках одного тренировочного занятия или микроцикла), или параллельное (на более длительных этапах подготовки) решение тренировочных задач. При этом используются нагрузки с различным воздействием на организм.
Форма построения тренировки по временному признаку предусматривает рациональный способ организации тренировки и рамках конкретного времени, обусловленного календарем соревнований, построением тренировки в период между разными по значимости стартами. Локальные тренировочные задачи решаются путем последовательного применения микроциклов с различным тренирующим воздействием па спортсмена.
По целевой направленности различают несколько видов микроциклов. Общеразвшающие микроциклы применяются для переключения от специфической работы к неспецифической с целью профилактики переутомления и повышения уровня подготовленности. Эти микроциклы включают в себя разнообразные средства, нацеленные на поддержание и развитие общей выносливости, силы, быстроты, скоростных качеств, гибкости, ловкости, а также разнообразные игры для психологической разгрузки.
Специально-развивающие микроциклы применяются для повышения уровня специальной подготовленности. В таких микроциклах моделируются те или иные стороны соревновательной деятельности. Поддерживающие микроциклы используются для сохранения специальной работоспособности конькобежцев на определенном уровне.
В реализационных микроциклах моделируется соревновательная деятельность в тех случаях, когда длительное время нет соревнований. Цель этих микроциклов - повысить уровень готовности в предсоревнователном периоде, а также проверить ход подготовки. Подводящие микроциклы применяются в системе непосредственной подготовки к соревнованиям.
Реабилитационные микроциклы, цель которых как восстановление работоспособности конькобежцев, так и лечение в тех случаях, когда после напряженных соревнований или тренировок наблюдаются отклонения в здоровье. Восстановительные микроциклы применяются после напряженных тренировок для активизации процессов восстановления. Такие микроциклы включают в себя физические упражнения малой интенсивности, физиотерапевтические мероприятия, массаж.
Блоки тренировочных заданий по развитию физических качеств конькобежцев включают в себя набор комплексов физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Применение разнообразных упражнений, игровых заданий, их чередование и проведение занятий игровым методом позволяют достичь желаемого результата, повысить эффективность занятий. Каждый блок на развитие того или иного физического качества содержит ряд тренировочных заданий с использованием различных средств, методов тренировки, с индивидуальным дозированием интенсивности нагрузки и отдыха.
Воспитание квалифицированных спортсменов требует планомерного роста интенсивности тренировочного процесса за время обучения в группах спортивного совершенствования. Для эффективного воздействия тренировочными нагрузками на энергетические показатели, определяемые мощностью преобразования энергии, емкостью, связанной с запасами энергетических веществ в организме, и эффективностью их использования, необходимо определить оптимальные тренировочные режимы. Выполнение запланированных результатов возможно за счет высоких показателей анаэробной подготовленности, которые значительно превышают модельные, если сравнивать с критической скоростью. О реальности запланированных достижений можно судить по результатам сравнения с модельными характеристиками соревновательной деятельности для данных условий, а также по результатам сравнительного анализа достижений прошлого сезона.
Теоретическая подготовка
Цель теоретической подготовки формировать целостное представление у занимающихся о всем многообразии вопросов, которые важны для спортсмена, который хочет добиться успехов, всесторонне изучая любимый вид спорта. Путь к высшему совершенствованию в спорте лежит через знания. Поэтому теоретической подготовке учащихся придается большое внимание. Планом теоретических занятий предусматривается обучение теоретическим основам физической культуры и спорта с первого года занятий в спортивной школе. Теоретический материал изучается во время бесед, рассказов, а также чтения специальной литературы и организуется в период отдыха занимающихся. Тематический материал по своему содержанию и изложению, должен быть доступен занимающимся. Приобретение теоретических знаний позволяет юным конькобежцам правильно оценивать социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознано относиться к занятиям, соблюдению гигиенического режима, проявлять творчество на тренировках и в соревнованиях.
Теоретическая подготовка конькобежцев охватывает все то, что направлено на осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей. Теоретическая подготовка имеет прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации спортсмена, его волевой и психической подготовки, обучению спортивной технике, тактике, совершенствованию спортивного мастерства. Передача и освоение теоретических знаний в процессе подготовки конькобежцев происходят преимущественно в тех же формах, какие характерны для умственного образования (лекции, семинары, диспуты, самостоятельная работа с литературными источниками и т.д.).
Теоретический раздел программы включает в себя минимум знаний, которыми следует овладеть учащийся спортивной школы. Учебный материал построен с учетом возрастных образовательных особенностей конькобежцев. В представленной тематике охвачены основные знания, которые подлежат контролю на зачетах, проводимых в переходном периоде. Приобретение теоретических знаний позволяет конькобежцам правильно оценивать социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки. Знание теории спорта помогает спортсмену вникать в тонкости биодинамики движений, анализировать их, определять свои и чужие ошибки, разбираться в средствах и методах тренировки. Вдумчивый, сознательный подход к обучению и тренировке дает более плодотворные результаты.
В таблицах 1-8 представлен план теоретических занятий с конькобежцами групп начальной подготовки, учебно-тренировочных и спортивного совершенствования по годам обучения. Все тренеры-преподаватели, делая доклад или проводя беседу, обязаны иметь доклад или тезисы в соответствии с тематическим планом теоретической подготовки для каждой учебной группы.
Таблица №1
ПЛАН
проведения теоретических занятий с группами начальной подготовки
1-2-го годов обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Часы |
|
|
|
1-й |
2-й |
1 |
Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья детей |
0,5 |
0,5 |
2 |
Нормативы и требования ЕВСК по конькобежному спорту |
0,5 |
0,5 |
3 |
Личная и общественная гигиена |
0,5 |
0,5 |
4 |
Гигиенические основы труда и отдыха юного спортсмена и основы врачебного контроля и самоконтроля |
0,5 |
1 |
5 |
Закаливание организма |
0,5 |
0,5 |
6 |
Самоконтроль в процессе занятий спортом |
0,5 |
1 |
7 |
Общая характеристика спортивной тренировки и индивидуальные особенности юных спортсменов |
1 |
1 |
8 |
Средства и методы спортивной тренировки |
1 |
1 |
9 |
Техническая подготовка |
1 |
1 |
10 |
Тактическая подготовка |
1 |
1 |
11 |
Зачеты |
1 |
1 |
|
ВСЕГО |
8 |
9 |
Таблица №2
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с учебно-тренировочными группами 1-го года обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Часы |
1 |
Физическая культура и спорт в России. Развитие конькобежного спорта в России и за рубежом. |
1 |
2 |
Гигиена, закаливание, питание и режим спортсмена |
1 |
3 |
Строение и функции организма человека. Влияние занятий спортом на организм |
2 |
4 |
Врачебный контроль и самоконтроль. Ведение дневника спортсмена |
1 |
5 |
Техника бега на коньках, стартов, поворотов, бега по прямой |
3 |
6 |
Основы методики тренировки. Ведение спортивного дневника (учет нагрузок) |
2 |
7 |
Общефизическая подготовка конькобежца |
2 |
8 |
Морально-волевая подготовка |
2 |
9 |
Правила, организация и проведение соревнований |
2 |
10 |
Спортинвентарь и оборудование |
1 |
11 |
Зачеты |
1 |
|
ВСЕГО |
18 |
Таблица №3
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с учебно-тренировочными группами 2-го года обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Часы
|
1 |
Спорт в России. Развитие конькобежного спорта в стране |
2 |
2 |
Гигиена, закаливание, питание и режим спортсмена |
2 |
3 |
Строение и функции организма человека. Особенности строения и функции организма детей и подростков в процессе занятий спортом |
2 |
4 |
Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь при несчастных случаях |
2 |
5 |
Техника скоростного бега на коньках, стартов, поворотов, бега по прямой |
2 |
6 |
Методики тренировки детей и подростков. Особенности воспитания выносливости и скоростно-силовых возможностей |
2 |
7 |
Физическая подготовка конькобежца. Особенности методики развития двигательных способностей конькобежцев учебно-тренировочных групп |
2 |
8 |
Морально-волевая подготовка |
2 |
9 |
Правила, организация и проведение соревнований |
2 |
10 |
Подготовка мест для тренировочных занятий |
1 |
11 |
Зачеты |
1 |
|
ВСЕГО |
20 |
Таблица №4
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с учебно-тренировочными группами 3-го года обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Часы |
1 |
Физическое воспитание детей и подростков. Внешкольная работа по физическому воспитанию ДЮСШ и СДЮШОР |
2 |
2 |
Место и значение спортивной классификации по конькобежному спорту |
1 |
3 |
Роль нервной системы в процессе мышечной деятельности |
2 |
4 |
Понятие о рациональном питании |
2 |
5 |
Виды восстановительных мероприятий в конькобежном спорте |
2 |
6 |
Система многолетней тренировки в конькобежном спорте |
2 |
7 |
Техника бега на коньках, бега по прямой и повороту |
3 |
8 |
Понятие спортивной формы, критерии ее оценки |
2 |
9 |
Планирование и учет тренировочных нагрузок |
3 |
10 |
Правила проведения соревнований по конькобежному спорту |
2 |
11 |
Зачеты |
1 |
|
ВСЕГО |
22 |
Таблица №5
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с учебно-тренировочными группами 4-го и 5-го года обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Часы |
1 |
История современного конькобежного спорта (по итогам выступлений Российских конькобежцев) |
2 |
2 |
Порядок присвоения спортивных разрядов и званий |
2 |
3 |
Модельные характеристики подготовленности и соревновательной деятельности конькобежцев учебно-тренировочных групп |
2 |
4 |
Характеристика простудных и инфекционных заболеваний |
2 |
5 |
Профилактика простудных и инфекционных заболеваний, восстановительные мероприятия |
2 |
6 |
Организация занятий с конькобежцами за рубежом |
2 |
7 |
Техника бега на коньках |
4 |
8 |
Тактика бега на коньках |
4 |
9 |
Судейство соревнований |
2 |
10 |
Зачеты |
2 |
|
ВСЕГО |
24 |
Таблица №6
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с группами спортивного совершенствования 1-го года обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Часы |
1 |
Физическая культура и спорт – важнейшее средство воспитания и оздоровления российского народа |
1 |
2 |
Комплекс ЕВСК – основа нормативных требований к физической подготовке учащихся |
1 |
3 |
Основные сведения о костно-мышечном аппарате. Сокращение и расслабление мышц. Ознакомление с расположением основных мышечных групп |
1 |
4 |
О недопустимости курения и употребления спиртных напитков спортсменами |
2 |
5 |
Виды восстановительных мероприятий в конькобежном спорте. Общие сведения о спортивном массаже |
2 |
6 |
Понятие о спортивной тренировке. Структура многолетней подготовки. Взаимосвязь возраста и спортивной квалификации |
4 |
7 |
Понятие о выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика развития выносливости |
3 |
8 |
Понятие о ловкости, гибкости и координации, их виды, основы методики развития ловкости, гибкости и координации движений |
3 |
9 |
Анализ техники бега ведущих спортсменов мира |
3 |
10 |
Закономерности развития спортивной формы как одно из объективных условий периодизации спортивной тренировки на месяц |
2 |
11 |
Годичное планирование, его содержание. Методика составления годичного плана. Планирование тренировки на месяц |
2 |
12 |
Зачеты |
2 |
|
ВСЕГО |
26 |
Таблица №7
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с группами спортивного совершенствования 2-го и 3-го года обучения
№ п/п |
Тема зянятий |
Часы |
1 |
Понятие о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание, его виды и роль в жизнедеятельности организма человека. Обмен веществ и энергии – основа жизни человека |
3 |
2 |
Понятие о рациональном питании, об общем расходе энергии за сутки. Значение отдельных пищевых веществ в питании и их нормы |
3 |
3 |
Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям |
2 |
4 |
Общая и специальная подготовка, их соотношение в многолетней подготовке конькобежцев |
4 |
5 |
Воспитание нравственности и волевых качеств личности юного спортсмена в процессе спортивной тренировки |
3 |
6 |
Техническая подготовка. Роль спортивной технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства. Анализ техники бега сильнейших спортсменов |
6 |
7 |
Понятие о психологической подготовке спортсмена. Содержание специальной психологической подготовки к соревнованиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения |
3 |
8 |
Понятие силы. Форма проявления силовых способностей. Методы развития силы. Понятие быстроты, формы ее проявления, методы развития быстроты |
3 |
9 |
Зачеты |
1 |
|
ВСЕГО |
28 |
Таблица №8
ПЛАН
проведения теоретических занятий
с группами высшего спортивного мастерства
№ п/п |
Тема занятий |
Часы |
1 |
Социальные факторы, определяющие создание и совершенствование единой спортивной классификации |
2 |
2 |
Роль спортивных движений в повышении авторитета нашей страны на международной арене, в укреплении международных связей |
2 |
3 |
Физиологические изменения, происходящие в организме детей и подростков при занятиях конькобежным спортом |
2 |
4 |
Особенности питания спортсменов на учебно-тренировочном сборе и в период соревнований |
3 |
5 |
Морально-волевая подготовка. Воспитание устремленности к спортивной победе, настойчивость, смелость, самообладание и другие качества и свойства спортивного характера |
4 |
6 |
Тактическая подготовка. Основное содержание тактики и тактической подготовки. Приемы тактической подготовки. Основные методические положения при составлении планов для выступления в соревнованиях |
4 |
7 |
Техническая подготовка. Анализ техники бега сильнейших конькобежцев России и Мира |
5 |
8 |
Характеристика периодов тренировки: подготовительного, соревновательного. Динамика тренировочной подготовки в течение годичного цикла подготовки |
4 |
9 |
Значение и задачи спортивных соревнований в учебно-тренировочном процессе |
2 |
10 |
Зачеты |
2 |
|
ВСЕГО |
30 |
Воспитательная работа и психологическая подготовка
Психологическая подготовка играет важную роль в успешном решении задач в системе многолетней подготовки конькобежцев. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых как в условиях напряженной спортивной борьбы, так и в жизненных ситуациях. Эффективность психологической подготовки конькобежцев достигается следующими средствами:
– идеологическим воздействием (печать, радио, искусство, беседы, диспуты);
– социальными заданиями в области психологии, техники и тактики конькобежного спорта;
– личным примером тренера, убеждением, поощрением, наказанием;
– обсуждением в коллективе;
– проведением совместных занятий с сильными или слабыми конькобежцами.
Воспитание юного спортсмена - комплексный процесс, состоящий из трех компонентов: воспитание идейной убежденности и общечеловеческой морали; воспитание волевых качеств; воспитание специальных профессиональных навыков и поведения на соревнованиях, необходимых для достижения высших спортивных результатов в конькобежном спорте. Воспитание юного спортсмена осуществляется в семье, общеобразовательной и спортивной школе.
Воспитательная работа тренера начинается с установления товарищеских отношений между занимающимися, создания единого коллектива, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок и анализов выступления в соревнованиях. Важна организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований, просмотр спортивных фильмов с дальнейшим их обсуждением, встречи с интересными людьми. Теоретические занятия могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировок, тестирований.
Квалифицированные юные конькобежцы должны обладать очень большой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связано с повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье.
Решающую роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни. Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, при этом главную роль играет самовоспитание.
Морально-волевая подготовка во всех группах предусматривает:
– воспитание идейной направленности спортсменов, их дисциплинированности;
– воспитание волевой подготовленности к преодолению неожиданно возникающих препятствий, развитие умения быстро овладевать собой, принимать единственно правильное решение и реализовывать его в необходимых условиях;
– совершенствование интеллектуальных качеств, развитие наблюдательности, глубины и устойчивости мышления, а также творческого воображения, выдержки и самообладания;
– совершенствование приемов контрольно-ориентировочной деятельности, идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;
– обучение приемам саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний;
– адаптацию к условиям соревнований.
Соревнования в конькобежном многоборье способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитанию воли. Средства психологической подготовки можно разделить на две основные группы: словесные, лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; комплексные - различные спортивные и психологические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления, методы внушения и убеждения.
Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных конькобежцев уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха, и причин, которые привели его к неудаче.
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям в учебных группах должна предусматривать: создание уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата; совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами, мыслями в соответствии с предполагаемыми условиями соревнований; создание и сохранение оптимального уровня эмоционального возбуждения перед соревнованиями. Выполнение трудных тренировочных заданий и освоение сложных упражнений вызывают у юного спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дают уверенность в своих силах.
Восстановительные мероприятия и средства.
Многолетняя подготовка конькобежцев связана с постоянным ростом тренировочных и соревновательных нагрузок, при этом специфика восстановления зависит от характера, объема и интенсивности нагрузок, режима тренировок, состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Восстановление организма спортсмена - неотъемлемая часть процесса подготовки, не менее важная, чем рациональный режим нагрузок. В проблеме восстановления работоспособности выделяются три основных момента: обеспечение наиболее быстрого и полного восстановления функционального состояния и мышечной работоспособности в условиях тренировки и соревнований; рациональное сочетание тренировочных и восстановительных средств в тренировочном процессе; восстановление после перенесенных заболеваний, травм, физического перенапряжения.
Педагогические средства восстановления: В условиях применения больших нагрузок важное значение в учебно-тренировочном процессе приобретает системность и направленность различных восстановительных средств. Для юных конькобежцев основными являются педагогические средства - это рациональное планирование тренировочных нагрузок в циклах разной продолжительности. Из средств, стимулирующих восстановление работоспособности, рекомендуется систематическое применение рационального питания, гигиенического душа, ванны, массажа и других средств восстановления.
На учебно-тренировочном этапе большое значение имеют педагогические средства восстановления работоспособности юных конькобежцев. Из дополнительных средств - систематическое использование гигиенического душа, а также водных процедур. Витаминизация должна проводиться с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также количества витаминов, поступающих в пищевой рацион. В плане психологического восстановления рекомендуется планомерная смена тренировочных средств, посещение театров, кино, концертов и т.п.
Педагогические средства восстановления можно считать основными, они обеспечивают эффективность восстановления за счет оптимального планирования и программирования подготовки и соблюдения режима спортсмена. Под этим подразумеваются следующие мероприятия: индивидуализация тренировочного процесса, установление интервалов отдыха между тренировками и соревнованиями, применение средств и восстановительных методов тренировки, разнообразие нагрузок, изменение условий проведения занятий, планирование специальных дней отдыха и восстановления, организация оптимального режима жизни.
Психологические средства восстановления: Большое значение для поддержания уровня работоспособности спортсмена имеют психологические средства восстановления. Для психопрофилактики применяются методы психотерапии, которые разделяются на две группы: это методы внушения и самовнушения. Более широко распространены методы самовнушения, в которых используется аутогенная тренировка, самостоятельная работа спортсмена над регуляцией психического состояния. Эффективность восстановительных средств во многом зависит от направленности, объема и интенсивности предшествующей нагрузки. При подготовке конькобежцев применяются подходы и варианты применения саморегуляции в зависимости от периода тренировки и уровня тренированности, а также от степени овладения навыками саморегуляции. В начальном периоде обучения спортсмены овладевают элементами тренировки, когда упражнения выполняются 2-3 раза в течение дня с продолжительностью 15-20 минут. При овладении элементами саморегуляции длительность их выполнения сокращается до 5-7 минут, а количество упражнений увеличивается по мере роста тренированности.
В профилактических целях используется ряд методов внушения и среди них хорошим восстановительным эффектом обладает метод внушенного сна, применение которого целесообразно для отдыха после больших тренировочных нагрузок. Оптимальный эффект отмечается при многократном выполнении данной процедуры в течение дня с длительностью каждой процедуры 5-10 мин.
Медико-биологические средства восстановления: Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро– и бальнеопроцедуры, физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.
При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.
Инструкторская и судейская практика
№ п/п |
Группы |
Год обучения |
Минимум знаний и умений обучаемых |
Формы проведения |
Кол-во часов |
1 |
Учебно-тренировочный этап |
1 - й |
Овладение терминологией и командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений, терминами по изучению элементов легкой атлетики. Выполнение обязанностей тренера на занятиях. |
Беседы, семинары, практические занятия. |
6 |
2 |
2 - й |
Способность наблюдать за выполнением упражнений другими обучающимися и находить ошибки в технике выполнения отдельных элементов. Умение составить конспект тренировочного занятия, провести вместе с тренером разминку в группе. Судейство: характеристика судейства в беге на выносливость и спортивной ходьбе. Основные обязанности судей. |
Беседы, семинары, практические занятия. |
8 |
|
3 |
3 - й |
Привлечение в качестве помощника тренера при проведении разминки, разучивание различных упражнений, контроля за техникой выполнения отдельных элементов и упражнений. Судейство: знать основные правила судейства соревнований в беге на средние, длинные дистанции и спортивной ходьбе. Судейская документация. |
Беседы, семинары, практические занятия. |
14 |
|
4 |
4 - й 5 - й |
Умение подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельное ее проведение по заданию тренера. Умение грамотно демонстрировать технику выполнения отдельных элементов и упражнений, замечать и исправлять ошибки при их выполнении другими обучающимися. Помогать тренеру при проведении занятий в младших возрастных группах. Судейство: знать основные правила соревнований, непосредственно выполнять отдельные судейские обязанности, обязанности секретаря и хронометриста. |
Самостоятельное изучение литературы. Самостоятельные и практические занятия. |
14 |
|
5 |
Этап спортивного совершенствования |
1 - й 2 - й
|
Регулярное привлечение в качестве помощников тренера для проведения, занятий и соревнований на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе. Умение самостоятельно проводить разминку, обучение основным техническим элементам. Умение составлять конспекты упражнений для проведения тренировочных заданий, подбирать упражнения для совершенствовании техники бега, грамотно вести записи выполненных тренировочных нагрузок. Судейство: знать правила соревнований, привлекать для проведения занятий и соревнований в младших возрастных группах ДЮСШ к систематическому судейству соревнований по бегу и спортивной ходьбе в городских и областных соревнованиях. |
Самостоятельное изучение литературы. Самостоятельные и практические занятия. |
36 |
|
|
3 - й |
Выполнение необходимых требований для присвоения звания инструктора и судьи по спорту |
|
20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ И
НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО ЭТАПАМ ПОДГОТОВКИ
МОУ ДОД СДЮСШОР №3
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
Этап подго-товки |
Минима-льный возраст зачисле-ния |
Разряд на начало года |
Минима-льное количествоучащихся в группе |
Оптималь- ное количество учащихся в группе |
Максима-льное количество учащихся в группе |
Объем тренирово-чной нагрузки в неделю (астр.час) |
НП-1 |
9 |
б/р |
15 |
15 |
30 |
6 |
НП-2 |
10-11 |
б/р |
14 |
12-14 |
24 |
9 |
УТГ-1 |
11-12 |
2-3 юн.р. |
- |
10-12 |
20 |
12 |
УТГ-2 |
12 |
1-2 юн.р. |
- |
9-11 |
20 |
14 |
УТГ-3 |
13 |
1 юн.р. 3 разряд |
- |
8-10 |
16 |
16 |
УТГ-4 |
14 |
2-3 разряд |
- |
7-9 |
14 |
18 |
УТГ-5 |
15 |
1-2 разряд |
- |
6-8 |
12 |
20 |
ГСС- до года |
16 |
КМС |
2 |
6-8 |
10 |
24 |
ГСС-свыше года |
17 |
КМС |
1 |
4-6 |
8 |
28 |
ГВСМ |
19 |
КМС |
1 |
3-4 |
8 |
32 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 52 НЕДЕЛИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
(в академических часах)
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
№ п/п |
Виды подготовки |
Этапы подготовки |
|||||||||
ГНП |
УТГ |
ГСС |
ГВСМ |
||||||||
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
1 год |
2-3 год |
|
||
1. |
Общая физическая подготовка |
230 |
318 |
370 |
442 |
485 |
516 |
525 |
499 |
484 |
476 |
2. |
Специальная физ. подготовка |
12 |
52 |
65 |
72 |
93 |
108 |
126 |
202 |
284 |
378 |
3. |
Специальная подготовка |
15 |
42 |
73 |
84 |
112 |
154 |
215 |
345 |
479 |
580 |
4. |
Теоретическая подготовка |
8 |
9 |
18 |
20 |
22 |
24 |
24 |
26 |
28 |
30 |
5. |
Тактическая подготовка (в процессе тренировочных занятий) |
5 |
5 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
20 |
20 |
30 |
6. |
Контрольные и переводные испытания по ОФП, СФП и соревнования |
40 |
40 |
50 |
50 |
55 |
60 |
60 |
70 |
75 |
80 |
7. |
Инструкторская и судейская практика |
- |
- |
6 |
8 |
14 |
14 |
14 |
36 |
36 |
20 |
8. |
Восстановительные мероприятия |
2 |
2 |
12 |
22 |
26 |
30 |
46 |
50 |
50 |
70 |
|
Общее количество часов |
312 |
468 |
624 |
728 |
832 |
936 |
1040 |
1248 |
1456 |
1664 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
Средства подготовки |
Группы начальной подготовки (%) |
Учебно-тренировочные группы (%) |
Группы спортивного совершенствования (%) |
ГВСМ |
||||||
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
1-й год |
2-й год |
|
|
ОФП |
73,7 |
67,9 |
59,3 |
60,7 |
57,7 |
55,7 |
50,5 |
40,0 |
33,2 |
28,6 |
СФП |
3,8 |
11,1 |
10,4 |
9,9 |
11,2 |
11,5 |
12,1 |
16,2 |
19,5 |
22,7 |
СП |
4,5 |
9,0 |
11,7 |
10,2 |
14,1 |
16,9 |
20,7 |
27,6 |
32,9 |
34,9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
Этапы подготовки |
Начальный |
Учебно-тренировочный |
Спортивного совершенствования |
|
|
Год подготовки |
1-2-й год |
1-2-й год |
3-5-й год |
1-3-й год |
|
Кол-во соревнований |
20-22 |
23-25 |
26-28 |
34-38 |
|
Кол-во стартов |
30-32 |
40-52 |
56-62 |
72-80 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
Контрольные упражнения |
ГНП |
УТГ |
ГСС |
||||||||
1-й |
2-й |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
1-й |
2-й |
3-й |
||
л/атл. бег на 60 м со старта (с) |
Д |
13,0 |
12,0 |
10,0 |
9,7 |
9,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||
л/атл. бег на 100 м со старта (с) |
Д |
- |
- |
- |
- |
- |
16,5 |
16,0 |
14,5 |
14,0 |
13,8 |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
15,5 |
15,0 |
13,5 |
13,0 |
12,8 |
|
л/атл. бег на 300 м (мин, с) |
Д |
б/у вр |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
л/атл. бег на 500 м (мин, с) |
Д |
- |
б/у вр |
- |
- |
- |
1,40 |
- |
- |
- |
- |
М |
- |
2,00 |
1,45 |
1,42 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
л/атл. бег на 800 м (мин, с) |
Д |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3,00 |
2,50 |
2,45 |
2,40 |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
2,50 |
- |
- |
- |
- |
|
л/атл. бег на 1500 м со старта (мин, с) |
Д |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6,00 |
- |
- |
- |
|
л/атл. бег на 2000 м со старта (мин, с) |
Д |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6,50 |
6,40 |
6,30 |
|
прыжок в длину с места (см) |
Д |
- |
130 |
150 |
160 |
170 |
180 |
200 |
205 |
215 |
220 |
М |
- |
200 |
215 |
220 |
230 |
235 |
|||||
тройной прыжок с места (см) |
Д |
- |
- |
480 |
500 |
510 |
550 |
580 |
600 |
630 |
650 |
М |
- |
- |
580 |
600 |
640 |
700 |
750 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышников Ю.А. Начальная тренировка конькобежца 10 – 12 лет.- М.: Комитет по ФК иС при Совете Министров РСФСР, 1978
2. Богданова Л.А., Чигирова Т.А. Педагогический контроль в подготовке конькобежцев //Особенности построения тренировки юных спортсменов. - М, ВНИИФК. - 1983. - С. 57-65.
3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М: Физкультура и спорт, 1982
4. Драбкин Б.Ф. Перспективное планирование подготовки конькобежцев детского и юношеского возраста. //В кн.: Конькобежный спорт, М., 1972. - С.23-26.
5. Ильина Л.Е. Структура и содержание учебно-тренировочного процесса конькобежек групп начальной подготовки спортивных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1990.
6. Конькобежный спорт: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮШ, СДЮШОР.- М.: Советский спорт, 2006
7. Конькобежный спорт: Учебник для институтов физической культуры / Под общ.ред.Е.П.Степаненко / . – М: Физкультура и спорт, 1177
8. Матвеев
Л.П. Основы спортивной тренировки. -
М.:
Физкультура и спорт, 1977.
9. Многолетнее планирование физической подготовки юных конькобежцев: методическое пособие (Под ред.Кащея В.И. и Барышникова Ю.А.).- Л., 1987
10. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М., 1995.
11. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
12.Панов Г.М. Комплексы упражнений для конькобежцев // Конькобежный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1971
13.Панов Г.М. Комплексы упражнений для конькобежцев // Конькобежный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1972,вып.II
14.Половцев В.Г., Панов Г.М. Юный конькобежец. – М.: Физкультура и спорт, 1977
15.Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСП1 /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Ю.Ф. Буйлина. -М: Физкультура и спорт, 1981.
16.Стенин Б.А., В,Г. Половцев. Конькобежный спорт.- М.: Просвещение, 1990
17.Филин В.П.,Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.:Физкультура и спорт, 1980
18. В.П.Кубаткин Стратегия и тактика подготовки конькобежца., 2003